
«Да, я — больше декоративный художник. И обстоятельства дают мне так много времени, для поддержания моего активного интереса к декоративному искусству, что многие спрашивают с удрученным взглядом: «но Вы — архитектор, не так ли?» ‘Wendingen’ берет особенно тяжелую пошлину за мою работу архитектором».
Hendrik Wijdeveld
Здравствуйте дорогие читатели, после столь продолжительной разлуки с вами, я хочу рассказать об одном удивительном проекте, который создал не менее удивительный человек Hendrik Wijdeveld родившийся в 1885 году, и проживший долгую (101 год) и насыщенную жизнь. За столь долгую историю он создал очень много интересных проектов, но лично меня заинтересовал один отдельный проект, который автор готовил в один из самых тяжелых моментов в истории человечества. Это проект 15-ти мильной шахты, в котором соединились воедино утопичность и научный зов к всему человечеству.
Видждевелд был среди тех немногих архитекоров, которые были членами общества архитектуры в ЕТ Amiciti. Это общество было создано членами Амстердамской школы в 1855 году и имено ему удается сыграть важную роль в Голландской арт и архитектурной среде.Они организовали лекции, выставки и опубликовали несколько журналов. Члены разделяли любовь к декоративным элементам.
«Для кого то спуск, а для кого то подъем».
Суть
Тот проект, который так меня заинтересовал был разработан в далеком 1944 году, для международного геологического научно-исследовательского центра. Был ли это заказ центра или это просто предложение Видждевелда не ясно. Диаметр шахты, которую спроектировал в этом проекте Видждевелда составлял около мили, а глубина по заверению NAI 15 миль или около 24 километров. Видждевелд разрабатывал свой проект в период с зимы 1944 по 1945 год. Европа переживала заключительную часть Второй мировой войны и испытывала проблемы с поставками еды. Видждевелд описывает свой проект, как просьбу о международном сотрудничестве в пользу использования науки и техники в мирных целях. Видждевелд предлагал воспользоватся плодами нашей матушки Земли скрытыми глубоко под землей, где открывается целый новый мир. Когда на поверхности земли бушевала война, то спуск был спасением от губительной войны.
Гравюра 1678 года из книги «Подземный мир»
NAI пишет о Видждевелде довольно абстрактно, но как всегда не без доли истины, так что давайте посмотрим, что они написали.
Почти дословно: «Нельзя не отметить, что отношение Видждевелда к архитектуре несло экспериментальный характер. Особенно в последних годах его жизни он сконцентрировался на крупномасштабных, утопических проектах, в которых он искал новое, отношение между человечеством, природой и культурой.»
Одновременно, проект является ‘мировым театром’ — этот термин несет немного другой смысл так что не обольщайтесь. На самом дне шахты должна происходить ритуальная сцена, которая изображает возникающую силу энергии, которая берется от столкновения силы природы и силы человека. Звучит довольно эффектно.
Проект 15 миль — Hendrik Wijdeveld
Проект предполагалось реализовать ближе к экватору, скорее всего на Аравийском полуострове, так как там предположительно именно здесь наименьшая толщина земной коры. Ну и так же не стоит забывать о составе грунта, хотя у меня закрадывается сомнение, что на глубине ниже 12 километров грунт особо не различается.
Гравюра из Голандской книги 1690 года «Земля без воды», Den Aardkloot. По этой гравюре можно сделать вывод о количестве знаний которые имелись у определенных слоев в 17 веке.
На этом рисунке Hendrik Wijdeveld изображает грузовые краны, которые после строительства останутся для спуска особо габаритных элементов. По рисунку выполненному углем можно судить о масштабе проекта. Предполагалось, что общая протяженность пути будет не менее 150 миль, также по рисунку можно судить и о ширине полос, в среднем их ширина не менее 20 метров, что может сравнится с современными автобанами.
На этом ресунке Hendrik изображает схематично «Вход». Темным цветом он указал опорные конструкции для покрывающего всю эту конструкцию купола. Также мы можем наблюдать и за основным стволом уходящим вниз.
А уже здесь он изобразил полную картину законченного проекта порта. Над входом возвышается основная конструкция формой символизирующей обратную полусферу земли. Не стоит забывать, что большинство проектов носит и сакральный смысл, не в угоду эргономичности или практичности, не говоря уже об утопических разработках, где именно сакральный смысл решает основную роль.
«Так же, как архитектор находит правильное место для закрытой стенной поверхности, окон и дверей, так и у каждой архитектурной части есть своя собственная функция, таким образом, типограф, если он хочет сделать свою работу хорошо, должен подходяще поместить и сгруппировать свои письма, слова и линии»
Л. Роннер
На этом рисунке мы уже наблюдаем основной ствол шахты, правда в перспективе, по этому они и отличаются по длине со следующим рисунком.
Я уверен многие будут довольны увидеть в глубине земной породы Constitution даже скорее Constitution II из Star Trek, возможно это и так, хотя первая серия вышла в 1966 году, а рисунок датирован 1944 годом. Возможно Hendrik Wijdeveld хотел изобразить многочисленные подземные города.
Ну и сама кульминация это огромный «театр» в котором по идеи Видждевелда и должна была произойти встреча человека с неведанной силой.
Также немного в продолжение темы, чтобы у вас появилось небольшое понимание видения Видждевелда . Между 1916 и 1918 годами несколько членов архитектурного общества чувствовали необходимость иметь определенный журнал, в котором они могли бы обсудить современные тенденции голландского искусства в архитектуре и других художественных формах. Wijdeveld был одним из немногих энтузиастов которые стали основателями журнала «Wendingen», что означает «стружка» или «изменения», журнал представлял тенденции изображающие интеллектуальные и художественные изменения после Первой мировой войны.
В период с 1918 по 1931 г. были опубликованы 116 выпусков. Каждый выпуск Wendingen был посвящен определенной теме troughout искусства, охватывающих архитектуру, дизайн интерьера, скульптуру, керамику, графику, театр, танцы и даже природные явления, такие как морские раковины и кристаллы. Далее представлены некоторые обложки журнала. Именно обложки дадут вам немного представления о том, как Видждевелд видел мир и свои проекты и то, что во всех этих обложках скрыт сакральный смысл, как и в проекте подземной «спуска под землю».
Так вкуснее — MISOGI