
«Метафизическая, физическая и техническая
история двух миров, — великого и малого»
Роберт Фладд
Между 1617 и 1621 английский врач и эрудит Роберт Фладд создал свою «Utriusque Cosmi» — книга, разделенная на два тома, несла в себе более 60 запутанных гравюр. За исследование данного феномена взялась Урсула Сзулэковска. Она исследует философские и теологические идеи экстраординарных изображений, найденных во второй части работы.
Роберт Фладд был уважаемым английским врачом (валлийского происхождения).
Он был продуктивным автором обширных, многотомных энциклопедий, в которых он обсуждал универсальный диапазон тем начиная от волшебных методов, таких как алхимия, астрология, кабалистика и гадание, и заканчивая радикальными теологическими взглядами относительно взаимосвязи Бога с естественными и человеческими мирами. Однако он также гордо показал свое владение практическими знаниями, такими как механика, архитектура, военное дело, разработка вооружения, военные маневры, гидрология, музыкальная теория и музыкальные инструменты, математика, геометрия, оптика и искусство, а также химия и медицина.
«Апология Фладда в пользу Братства Розы и Креста была издана в 1616. В этой апологии он выставляет себя “глашатаем их таинств”.
Из цитаты Крейвена.
Самая известная работа Фладда — История Двух Миров (Utriusque Cosmi … Historia, 1617-21) изданная Теодором де Бри в Оппенхейме. Там рассматривается два мира — Микромир человеческой жизни на земле и Макромир вселенной (включая духовную сферу Божественного).
Божественный Свет является главной темой Фладда, и подразумевает основную идею. Адам божественное животное, ум его — это дворец света и идеальная в своем совершенстве работа Бога. Воскрешение полагает он это возвращение в состояние предшествующему Падению.
Tractatus Theologo-Philosophicus
Сам Фладд был верным членом англиканской церкви. Он получил образование по медицинской профессии в Колледже Св. Иоанна в Оксфорде в 1598-1604/5, после чего отправился на длительный период в путешествие по континенту. Он провел зиму с Иезуитами, хотя в то время римско-католический орден, был настроен против протестантства.
Фладд всегда утверждал, что решил теологические и волшебные системы в своем первом томе Utriusque Cosmi … Historia, относительно Макромира (1617), в течение своих студенческих дней в Оксфорде. В этой работе Фладд создал щедро иллюстрированную космологию, основанную на химической теории Парацельса, в котором материалы вселенной были отделены из хаоса Богом, который действовал манерой лабораторного алхимика.
«Apologia Commendiaria Fraternitatem de Rosea Cruce Suspicionis et Infamiae Maculis Aspersam Veritatis quasi Fluctibus abluens et abstergens»
Заглавие первой работы Фладда
Фладд был глубоко убежденным сторонником медицинской и волшебной практики немецкого доктора, хирурга и радикального богослова Теофрастуса Парацельса фон Хенхайма. Эта лояльность привела Фладда к серьезным конфликтам с установленной британской медицинской профессией. Его более поздние публикации описали медицинскую практику, почти лишенную химических средств, но который зависел почти исключительно от молитвы и использования имени Иисуса на модели первых апостолов Христа. Эта религиозная медицина была поддержана богословием, полученным из секретного мистического обучения иудаизма, кабалы, которую Фладд использовал в обращенной в христианство форме, полученной из идей немецкого философа, Джоханнса Реучлина.
В его лекарственных заклинаниях Фладд использовал еврейскую форму имени Иисуса. Он приравнивал Иисуса Христа к кабалистическому ангелу Метэттрону, небесной форме еврейского Мессии, (UCH, 2 1621: 2-5). Он, как говорили, был душой мира, проникая в него повсюду (“душа mundi”), или Anthropos (UCH, 2 1621, Трактат II, Секта I: 8-9). Фладд заявляет, что “Hochmah” (Мудрость в кабалистическом Дереве Жизни) совпадает с “Verbum” (“Слово” в христианском Евангелии Джона, который отождествлен с Иисусом Христом). Христианское “Слово” совпадает с первым письмом от еврейского алфавита, “Алеф”. Этот христианский Мессия — самая мощная медицина для всех человеческих бед. “Verbum” или Metattron-Christ-Messiah, является формой самого Бога, существующим в солнце.
Я из благородного и прославленного рода. Имя моей жены — «желание познания», дети мои — плоды, созданные ею. Я пришел и счастливо преодолел бурное море, крутые горы, скользкие впадины, невежество на земле и грубость городов; надменность и гордость горожан, жадность, неверность, невежество, безнравственность, практически все человеческие стеснения… Я нашел, что почти в каждом месте правит тщеславие и триумфы. Кажется, что все есть только самонадеянная нищета и тщетность».
Роберт Фладд обращается к Братьям Розового Креста.
В медицинских теориях Фладда операция антенны “nitre” или квинтэссенция, в человеческом теле имела жизненное значение к здоровью. Это, как говорили, произошло в шатре воздушного духа, который был солнцем. Сущность антенны “nitre” была астрономическим светом. При вдохе легкие несли к сердцу, где это было отделено от воздуха и рассевалось как жизненный дух всюду по телу. В его коротком тексте, “Tractatus de Tritico” (“Трактат на Пшенице”), который вновь появился в его Anatomiae Amphiteatrum (1623) и также в Philosophia Moysaica (1638), Фладд описал дистилляцию антенны “nitre” от пшеницы, используя высокую температуру и свет собственных лучей солнца. Фладд утверждал, что этот дистиллированный дух был универсальной панацеей, порождающий астрономический огонь которой был вытянут из солнца.
Все трактаты Фладда были щедро иллюстрированы экстраординарными гравюрами, уникальными в их форме и предмете, у которых есть призрачное качество подлинного духовного провидца и которые оказали влияние на современных оккультистов, таких как Майкл Майер, Джейкоб Боехм и Джоханнс Милиус. Сам Фладд проектировал эти изображения, и они были выгравированы ремесленниками, нанятыми для его изданий.
Понятие Фладда о творческих и заживляющих силах света было иллюстрировано диаграммами, принципами света и темноты, представляемыми двумя пересекающимися конусами или пирамидами. Основа “pyramidis formalis” была помещена в Empyreum Бога, показав лучи божественного света, в то время как основа “pyramidis materialis” была расположена на земле, указывающей вверх на Бога. Фладд описал эти схематические формы как “пирамиды lucis”, “конусы света”, Фладд утверждал что это его собственные изобретения, хотя, кажется они основаны на старинной и средневековой оптической теории. В пределах формы ромба образованного при перекрестном нисходящих вниз и указывающих вверх конусов, Фладд поместил солнце, так как по его мнению природа этой сферы уравновесила возрождение духа.
В третьей книге “Макромира” Фладд предложил другую интерпретацию структуры вселенной, дополнив свои более ранние алхимические визуализации, но дополнительно еще выразил все музыкально. Пятая глава третьей книги под названием “Musica Mundana” включала иллюстрацию космической лиры.
«Все сущее существовало в Боге и было Божьими перед тем, как быть сотворенным; что от Бога все вещи проистекли и возникли, а именно изошли из тайной и сокрытой природы к раскрытому и проявленному состоянию»
Роберт Фладд
Фладд достиг определенной славы в свое время и поддержал тем самым “розенкрейцерские Манифесты” выпустив трактат Апология (1616) (расширенный в Tractatus Apologeticus, 1618). Этот текст, в результате стал называться розенкрейцерским Манифестом. Он был издан анонимно в Касселе, и стал предметом обширных дебатов в отношении его происхождения и авторства.