Довольно часто, в культурной среде, встречается феномен «разрушенной Статуи Свободы». Как это можно воспринимать? Как кич и протест или как символ, символ потерянной свободы?

Почему ее сжигают, топят, разрушают? Может быть потому что она является символом — символом свободы?

Начало

Впервые Статуя Свободы засветилась в измененном состоянии в карикатурном издании журнала LIFE в 1884 году. Поводом этой карикатуры послужил провал компании по сбору денег на постройку.

Через несколько месяцев, в этом же журнале LIFE, выходит иллюстрация с полуразрушенной статуей и подписью, что можно наблюдать на следующее утро после прибытия вражеского флота.

В 1886 году архитектор и писатель Джон Эймс Митчелл, по совместительству учредитель журнала LIFE, публикует роман «Последний Американец». В романе описывается путешествие персидского путешественника к берегам новой Америки разрушенной катаклизмом связанным с изменением климата. На иллюстрациях к этому роману мы также можем наблюдать разрушенную Статую Свободы. Конечно возникает вопрос почему основатель журнала так упорно пытается показать публике разрушенную статую свободы.

В данный, довоенный период, конечно основной упор был на глобальный катаклизм и закат человечества. Ренессанс, как взгляд на развитие цивилизации, приводил только созерцанию останков прежнего мира, мира свободного и правоверного.

Войны и мировая нестабильность

Но уже ближе к эпохе военных действий и всемирного напряжения стали появляться мотивы связанные непосредственно с войной.

Изображение разрушаемой Статуи Свободы вражеским снарядом действовало на граждан как стимул к решительным действиям и служил добротным фактором устрашения своего населения. Данные изображения служили ярким напоминанием, что настоящая свобода на самом деле очень хрупка и ее необходимо защищать.


В плане инструмента правительство использовало образ разрушенной статуи свободы в пропагандистских целях довольно умело и разнообразно, это непосредственно относилось, как к первой, так и ко второй мировым войнам.


На одном плакате Статуя Свободы почти полностью погружена в воду на другом объята пламенем от бомб вражеской авиации.

Также хочу отметить интересный момент 1980 году был найден первый, как отмечают многие издания фильм катастрофа снятый Феликс Э. Файстом в 1933 году. В этом фильме описывались события связанные с глобальным землетрясением, которое потрясло все тихоокеанское побережье США и затронуло даже Нью-Йорк, и конечно же в этом фильме можно наблюдать разрушенную статую на фоне исчезнувшего города.

Предтечи в кино

В замечательном фильме «Планета обезьян» 1968 года Франклина Шеффера, в одном из моментов, когда узники сбегают в поиске цивилизации, они находят разрушенную статую на берегу. Сцена довольно оригинальна для того времени, что в последующем станет немой догмой для многих образов постапокалиптичной Америки.

Послевоенный период ознаменовался появлением разных сценариев где важную роль стал играть атом, теперь не только всемирный потоп или разрушительное землятресение могло оставить человечество без свободы, но и восхитительный зеленый атом который приводил мир в запустение. Довольно любопытно, но этот тренд остается и по сей день, ничего нового пока не добавилось.

В журналах и комиксах военного и послевоенного времени стали появляться супер-герои, которые могут спасти «свободный свет» ну или то что от него осталось.

Послевоенное время

Некоторые иллюстрации претерпевали реинкарнацию, например в 1953 году иллюстратор Алекс Шомбург изобразил на половину погруженную Статую Свободы в песок и летающие тарелки вокруг нее, а спустя одиннадцать лет он ее перерисовал эту иллюстрацию уже для другого издания, правда уже в других цветах.

Тоже самое можно сказать и про эти иллюстрации сделанные в 1958 и в последующем в 1959 годах, авторство которых, правда, принадлежат разным художникам.

Довольно неожиданно, но есть определенный момент связанный с трендом на разрушенную статую. В середине 1960-х годов этот тренд повернулся в сторону небоскребов что можно наблюдать на обложках периодики того времени, на которых можно увидеть небоскребы разрушаемые то инопланетянами, то стихийными бедствиями.

Принято считать, что такой феномен связан с планом отвести внимание читателя непосредственно от Америки и задействовать весь мир, но при этом идея должна была остаться та же.

Смена тренда

Современность

В современных комиксах тренд сново повернул назад и на обложках опять стала появляться разрушенная Статуя Свободы. С чем этот поворот после 60х годов связан никто не может ответить наверняка, то ли это политический курс, то ли это внутренне экономическая ситуация. Пока это остается загадкой.

Компьютерные игры, как культурные наследники, тоже переняли повадки комиксов и журналов. В них разрушенная Статуя Свободы скорее художественный акцент и маркетинговый пряник. Так как разрушенная статуя уже превратилась в целый бренд, бренд постапокалиптического мира, который без лишних слов может сказать многое о сюжете.

Тоже самое можно сказать о постерах к фильмам и непосредственно о кадрах в них, являются ли они идейными наследниками журнала LIFE или это приемники рынка который диктует определенную стилистику, но смело можно отнести этот факт к культурному феномену, который развивается и укрепляется в массмедиа. Является ли это спланированной акцией или это хорошо проработанный бренд рожденный еще до постройки статуи, это решать только вам

Кадр из фильма «День независимости»
Кадр к фильму «Годзила»
Постер к фильму «Побег из Нюй-Йорка»
Кадр к фильму «Бетмен»
Кадр к фильму «Кловерфилд»
Кадр к фильму «Искусственный интеллект»

Также вы можете ознакомится со статьей Культовые обложки научной фантастики в ней много классных обложек, вам может это понравится

Written by

Василий

Художник, архитектор сознания, мыслитель постигающий новые горизонты информационного пространства