
Нереализованные проект СССР. Часть II
В продолжении к первой части статьи расскажу вам о двух космическим проектах СССР, которым не суждено было прославлять нашу Родину.
Буран.
Советский “шаттл” Буран готовился не просто для покорения космоса, а как военная система. Это был советский ответ на американский шатл.
Глядя на американские разработки шатлов в СССР сделали выводы, что такой корабль может нести ядерные боеприпасы и ими атаковать нашу территорию практически с любой точки околоземного космического пространства. Поэтому СССР начала разработку “Бурана”.
Специального для посадок космоплана была построена усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Для начала был построен полноразмерный аналог “Бурана” с обозначением БТС-002(ГЛИ) для летных испытаний в атмосфере Земли.
В хвостовой части космоплана стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявших ему взлетать с обычного аэродрома.
Свой первый и к сожалению единственный космический полет космоплан “Буран” совершил 15 ноября 1988 года.
Запущен он был с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя “Энергия”. Продолжительность полета составила 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли и произвел посадку на построенной для него взлетно-посадочной полосе на Байконуре.


Полет проходил без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и программного обеспечения, в отличие от американских шатлов, которые совершают последнюю стадию посадки обязательно в ручном режиме.
В 1990 году к нашему огромному сожалению работы по программе “Энергия-Буран” были приостановлены, а спустя три года вообще все было свернуто. Единственный летавший в космос “Буран” был разрушен в 2002 году из-за обрушения крыши того помещения где он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя “Энергия”.

Во как закончилась, так и не начавшись история русского шаттла “Буран”.
Космический истребитель “Спираль”.
В разгар холодной войны в нашей стране появлялись, а самое главное реализовывались самые фантастические идеи.
Одной из таких идей был космический истребитель “Спираль”. Истребитель был решением СССР о создании собственной авиационно-космической системы и именно он должен был стать весомым аргументом нашей страны в возможной войне в космосе. Весь проект “Спираль” состоял из трех частей: гиперзвуковой самолет-разгонщик двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет.

По задумке изобретателей самолет-разгонщик вместе со всеми остальными частями проекта должен был взлететь с аэродрома и разгонятся до скорости около 7500 км/ч. После достижения высоты в 30 км орбитальный самолет должен был отделится от самолета-разгонщика и благодаря двухступенчатому ракетному ускорителю должен был разогнаться до первой космической скорости — это около 7,9 км/сек.
Благодаря такой скорости орбитальный самолет очень быстро достигал до околоземной орбиты и там уже выполнял поставленную боевую задачу: разведку, перехват космических целей ракетами класса “космос-космос” или бомбардировку ракетами класса “космос-земля”.
Таким образом орбитальный самолет становился космическим истребителем. Разработка проекта “Спираль” шла успешно и к середине 70-х годов ученые уже хотели приступить к полетам полностью укомплектованной авиационно-космической системы. Но министр обороны того времени Андрей Гречко вместо того, что бы утвердить почти готовый проект “Спираль”, выкидывает всю документацию по этому проекту в мусорное ведро и заявляет: “Фантазиями мы заниматься не будем”.
На этом успешный проект свернули. Глядя на наш нынешний день я понимаю, что космический истребитель для ведения войны в космосе вряд ли нам понадобился бы, но то, что загубили интересный проект, многолетний труд многих людей очень обидно и жалко.