
Камуфляж в стиле модерн.
Корабли военно-морского флота когда то были самыми большими холстами живописи в мире.

Война очень часто берется за основу творений у различных творческих личностей и у художников, и у музыкантов. Но как часто их творения принесли пользу именно армии? Один раз — точно. Во время Первой мировой войны, когда военные корабли превратились в самые большие холсты в мире и приобрели камуфляж в стиле модерн.

К такому шагу союзников Антанты подтолкнуло отчаяние. Немецкие подводные лодки топили огромное количество кораблей и не было никакой действительно эффективной зашиты против них. А если вы не можете остановить людей стреляющих в вас, значит нужно сделать так, что бы вас было трудно найти. Попытки просто покрасить суда в определенный цвет терпели неудачи, поскольку цвет моря и неба постоянно менялись, и любая цветовая схема, которая скрывала корабль в одной ситуации, была заметна в других.

Расписные корабли или камуфляж в стиле модерн
Норман Уилкинсон британский военно-морской офицер и художник, предложил схему камуфлирования которая в Англии называется “ Dazzle” или “Razzle Dazzle”. Уилкинсон предполагал, что если разбить силуэт судна на геометрические линии и фигуры с ярким цветовым, то капитану подлодки будет тяжелее определить курс судна.
Подводные лодки не нацеливают свои торпеды прямо на корабль, потому что он находится постоянно в движении. Если просто отправить торпеды в сторону корабля, то к тому времени когда они доберутся до намеченной цели корабля уже там не будет, он уйдет дальше по курсу. Поэтому на подводной лодке пытаются вычислить куда движется корабль и ударить торпедами чуть чуть перед судном. К тому времени как торпеда доберется до куда надо, корабль продвинется вперед и если все вычисления сделаны правильно, торпеда попадет по кораблю.
Основная цель модернистского камуфляжа заключалась в том, что бы запутать командующего подводной лодки, визуально обмануть, показать ему ложное направление судна.
Допустим французский крейсер “Глория”. Противопоставление горизонтальных полос визуально затрудняют понимание где находится нос корабля.


Художники пополнили список военных, что бы составлять и проектировать камуфляжные проекты. Каждое судно имело свой неповторимый отличительный облик, при этом противоположные стороны судна могли очень сильно отличаться друг от друга. Чем сильнее затягивалась война, тем сложнее становились рисунки на судах, охватывая все новые и новые корабли, даже пассажирские лайнеры.



По окончанию Первой мировой войны судна перестали украшать столь экстравагантными рисунками. Во время Второй мировой войны не было смысла красить корабли, потому что развилась авиация, которую не обманешь модерном. Но американские военные суда один раз прибигнули к старому проверенному способу и перекрасили два судна «Alaska» и»Yarnall», но это произошло только после того, как японская авиация была уничтожена.
В дальнейшем, при появлении радаров и различных навигационных систем, для определение координат кораблей и больше не нужно было видеть корабль своими глазами, покраска кораблей отпала сама собой и теперь все корабли стали одного цвета — “туманно серыми”.
Если вы интересуетесь кораблями, то можете прочитать мою статью о самом огромном корабле 19-го века