
«Мы могли бы созерцать вечно эти могучие воздушные машины скованные металлом, которые пролетают над ломаной линией горизонта по направлению к железному городу»
Жюль Перрин и Анри Ланос
Здравствуйте дорогие мои друзья. Сегодня хочу вас познакомить с восхитительным художником XVIII века — Анри Ланос (Henri Lanos). Его работы довольно необычны для своего времени, основной отличительной особенностью является качество проработки изображений и их натурализованность. Многие его современники как раз отмечали тот факт, что его иллюстрации очень реалистичны и правдоподобны. В то время много кому хотелось заглянуть в будущее, а реалистичное и проработтанные работы Анри Ланоса, позволяли им сделать это. Поэтому Анри очень ценился, как виртуоз и футурист, который очень правдоподобно давал зрителю полную иллюзию мира к которому были сделаны его иллюстрации.
Пик его творчества приходился на далекие 1880 года, тогда Анри пользовался максимальным творческим спросом, что и способствовало его рабочим связям с такими знаминитыми писателями как Эмиль Золя, Альфонс Доде, Герберт Уэллс, Гектор Мэлот и Артур Конан Дойл. Как раз для Конан Дойла в 1908 году, он сделал три иллюстрации к рассказу написанному для журнала «The Ludgate Weekly Magazine» под названием «Великий Браун-Перифорд Мотор«, ниже как раз эти три иллюстрации.
Кому интересно, то могу привести небольшой спойлер по рассказу, а кто не хочет узнать все сразу, то проматывайте ниже) так как сюжет очень закрученный и динамичный, да и не забываем, что автор этого рассказа сам Артур Конан Дойл, поэтому к прочтению обязателен.
Великая машина Брауна и Перикарда
Два изобретателя Фрэнсис Перикард и Джереми Брауном строят новаторский летательный аппарат по чертежам Перикарда, Браун будучи талантливым механиком воплощает чертежи Перикарда в жизнь. После успешных испытаний машины вне Лондона Перекард считает, что его новаторская идея заслужит достойную оценку от всего человечества. Но Браун признается Френсису, что зарегистрировал патент только на себя, после чего у друзей развязывается физическое противостояние после которого погибает Браун упав на свой собственный нож. После Перикард страдает и машина становится для него ненавистной. В замешательстве Перикард решает запустить машину с привязанным Брауном на юг.
Также замечательные иллюстрации Анри рисовал и для Уэлса. Например иллюстрация к роману «Война миров» 1905 года, где Анри Ланос в присущей ему манере изображает бесформенных инопланетян прибывших с планеты Марс, чтобы разрушить землю. Хочу заметить, что в его работах присутствует потрясающая динамика хоть они и выполнены в монохромных цветах.
А для романа «Первые люди на Луне» под авторством Уэлса, Анри Ланос нарисовал одну из самых известных его иллюстраций, где главного героя, который прибыл на Луну на собственной ракете, пытают местные жители, выглядит это по настоящему завораживающе. Я представляю как были впечатлены читатели в 1905 году, которые созерцали сие изображение.
Также как и Альбер Робида, про которого я писал в статье «Стимпанк и Альбер Робида«, Анри Ланос работал в журналах таких как: La Caricature, L’Illustration и Je sais tout. Но смею заметить, что Анри издавался не только вроли иллюстратора, но и в роли автора текстов, например можно рассмотреть «Les Hommes de fer du docteur Hax n° 37» вышедшего 11 сентября 1932 года. Вот они замечательные цветные иллюстрации в журнале «Pierrot».
«Наши внуки смогут наблюдать сражения происходящие за тысячи миль, и все это будет транслироваться на огромный экран. В то время как фотографы, расположенные поблизости сражения, будут транспортировать через долины и горы изображения, которые через электрические провода смогут попадать прямо на экран.»
Le regard s’allonge: la vision à distance — 15 сентября 1908 года.
Еще Анри Ланос делал шуточные иллюстрации для детских книжек, например»Les campagnes de Mr Trouve-Tout sur Me» и «Les campagnes de Mr Trouve-Tout sur terre» где он довольно неплохо изображает Mr Trouve-tout в разных ипостасях. Ниже привожу некоторые изображения из этой серии.
Иллюстрация ниже была нарисована для рассказа «Сигналы через космос» в журнале «Je sais tout» 15 ноября 1906 года. В этом рассказе говорится о том, что человечество создало механизм, который может принимать сигналы с самых дальних уголков вселенной. Человечество пытается связаться с более разумными существами, удастся им это сделать или нет покажет только время, которое неумолимо бежит порождая новые изобретения.
Следующая иллюстрация нарисована Анри к рассказу «Мир в мире» опубликованному в журнале «Nos loisirs» 13 ноября 1913 года, за авторством Жюль Перрин и Анри Ланос. Цитата в начале статьи как раз была взята з этого рассказа.
А на этой иллюстрации изображен уже сам железный город с тысячами металических ферм, где не прекращается строительство ни днем ни ночью, где клубы дыма символизируют упорство и неудержимость мятежного народа. Железный Город — венец человеческого прогресса. Иллюстрация опубликована в журнале «Nos loisirs» от ноября 1910 года.
Довольно любопытная иллюстрация была сделана Анри Ланосом для журнала «Je sais tout» для серии рассказов под названием «Эпидемии и монстры, которых вы никогда не видели». На иллюстрации мы можем наблюдать огромного монстра прицепившегося к вагону и ищущего возможность сожрать жертву. Наверное эти рассказы в совокупности с такой иллюстрацией производили неизгладимое впечатление на читателей того времени.
Ниже я привел три рисунка Анри изображающих на сегодняшний день обыденные вещи, но для читателей того времени это была просто фантастика. Первая иллюстрация была нарисована в журнале «Je sais tout» к статье «Дистанционное зрение» раскалывающей о том, как зрители будущего смогут наблюдать в прямом эфире за событиями происходящими за множество километров от них, напомню статья вышла в далеком 1908 году.
А следующая иллюстрация Анри Ланоса в том же журнале «Je sais tout» к статье «Что может заинтересовать марсиан?». Мы можем наблюдать, как марсиане достигшие превосходства в развитии, проводят свой досуг возле специальных аппаратов, которые позволяют им наблюдать за землянами. Видимо сие действие очень забавляет марсиан, так как они не отрываясь прильнули к экранам.
Ну а в статье «Телефон или телескоп» все в том же журнале «Je sais tout» от 15 марта 1905 года, Анри Ланос изобразил устройство позволяющее передавать не только телефонный сигнал, но и пучок света, который можно при помощи определенной комбинации зеркал преобразовывать в изображение собеседника с другого конца провода.
Ниже иллюстрация к рассказу «Руки современных гигантов» в тоже журнале, что и выше, от 15 мая 1906 года. На изображении Анри изобразил триумф человеческой мысли: огромные машина поднимающие грузы немыслимых размеров. Для этих машин, для этих гигантов, дополнительный вес даже дюжины человек незаметен. Каменный блок весом около 1000 тон, перетянутый мощными стальными цепями, взмывает в высь во славу гения человечества, для создания нового мира.
А здесь Анри Ланос изобразил Парижское метро под рентгеновскими лучами. Нашему вниманию предстали огромные своды туннелей и множество переплетений из труб и проводов.
А эта иллюстрация была нарисована Анри Ланосом к статье Чарльза Точке «Как наши глаза обманывают нас» в 1908 году. На ней изображена башня Эйфеля, которая опрокинута на бок, я думаю это было сделано для того, чтобы вызвать как можно больше интереса к статье, так как тема башни в то время интересовала любого француза.
Для статьи «Царство машин» Анри Ланос нарисовал управляющего, который сидя в удобном кресле руководит целым производственным процессом, ведь на смену человеческому труду приходят неумолимые машины, которые не знают ни усталости ни злости.
Возможность налаживания регулярных рейсов между Англией и Францией описывалась в статье «Короткий путь на дирижабле». В ней говорилось, что в будущем можно будет позабыть о навязчивой морской болезни и о длинном маршруте. На картинке был изображен дирижабль обгоняющий теплоход рассекающий водную гладь. Статья 15 сентября 1907 года, в журнале «Je sais tout».
Для статьи «Будущие войны: железные монстры» Анри Ланос изобразил Железные колесницы полные людей несущиеся по полю боя и извергающие из своих огненных стволов тонны свинца. Статья опубликована в 1906 году.
Ниже вы можете наблюдать изображения из цикла «Дороги будущего» опубликованные в 1905 году, на которых изображены подвесные монорельсовые поезда, которые в будущем могут связать множество отдаленных городов и позволят любому желающему пересекать огромные расстояния в считанные часы.
Тема апокалипсиса стара как мир, что и изобразил Анри для романа «Уничтожение земли кометой».
В статье «Через несколько лет» прогнозировалось, что появятся воздушные такси, которые смогут доставлять гостей прямо на пятый этаж. Идея к сожалению оказалась до сих пор не осуществленной.
В дополнение к стате также можно ознакомится с Топ 10 стимпанк фильмов по версии fofoi.ru и Топ-10 книг жанра стимпанк