
Очень необычные путешествия Сатурнина Фарадола в пяти или даже шести частях света, и во всех известных, и даже неизвестных странах мистера Жуля Верна
Альбер Робида
В этой статье я не буду описывать биографию Альбера Робиды или например его пророческий талант, потому что итак по этим темам очень много информации, которая перекрывает его творчество, как фантаста.
Нам с вами Альбер Робида в этой статье будет интересен со стороны такого направления в культуре как стимпанк. Давайте разберемся, почему его считают одним из родоначальников стимпанк движения?
Такого термина как стимпанк в далеком 1880 году еще не существовало. Рабида смог показать свое представление о будущем, которое со временем, буквально недавно — в прошлом столетии, превратилось в альтернативное движение. Сам Робида снимал свое представление будущего как под кальку с Викторианского футуризма. Именно в то время, когда вся автоматизация была направлена в сторону паровой тяги, Рабида с точностью талантливого футуролога смог предсказать закат пара и переход в электрическую эру.
Так как Альбер Робида считал, что именно за электричеством будет будущее, он в полной мере выражал все это в своих карикатурах, с легкой иронией провидца. В тоже время он задал гармоничный стиль в дизайне одежды и экстерьера этого альтернативного мира, который в последующем перетечет в большую вселенную стимпанка. Помимо этого Альбера очень интересовало все что было связанно с передачей энергии на расстоянии, а также немало работ было посвящено вакуумным технологиям.
Он любил изображать классические, чугунные, Викторианские фермы, которые в последствии стали отличительной чертой архитектурного дизайна стимпанка. Неспроста в последствии известные иллюстраторы вдохновлялись работами Рабиды, даже не стал исключением и Хаяо Миядзаки, который и не скрывал никогда, что на его творчество очень сильно повлиял Альбер Робида.
Самое интересное, что большинство элементов заданных Рабидой не претерпели изменений с того времени, можно сказать что именно он задал тон и эти темы продолжаются держатся из года в год. Конечно нельзя сказать, что в стимпанке нет других направлений — это скорее общая стилистическая информация, которая связывает воедино это направление.
В плане моды Робида был наверное самым впечатляющим автором среди своих современников 19 века. Он ввел в моду будущего штаны для женщин, что в то время было очень смело, по его прогнозам женщины будущего должны были носит более простую повседневную одежду например для катания на велосипеде. Для нас отчетливо прослеживается наследственность стиля переходящего в в стимпанк, где женщины могут совмещать пышные накринолиненные платья с минималистичными кожаными костюмами, которые облегчают им движения, так как женщины теперь играет не только роль прекрасных дев, но и грозных воительниц, механиков и водителей.
steamfashion.livejournal.com
Отдельно стоит упомянуть, что Альбер Робида имел большую коллекцию работ связанных с дизайном одежды. Его интересовало не только футуристическое направление, но также и практичное для того времени. Конечно у него был не совсем простой взгляд на искусство моды, но в тоже время он пытался в стандарты того времени внести,что то новое -это не было кардинальным, как у Шанель, но и не было обыденным. Эта тема заслуживает отдельной статьи.
Хотелось вы сказать еще пару слов о прекрасном вкусе Рабиды — это четкий французский шарм художника и иллюстратора, его грация и вольность позволила более смело охарактеризовать жанр стимпанка. Альбер интересовался технологиями не только для облегчения быта населения, но и для военных нужд, наверное это тоже повлияло на само направление стимпанка, так как отсутствие противостояние сторон в этой вселенной невозможно, есть вероятность, что пропадет то связующее звено технологического прогресса и победа технологий.
Иллюстрация сверху описывает прибытие воздушного дилижанса в оперный театр. Так видел Рабида вечернее развлечение парижан, которое будет происходить в 2000 года. Но что примечательно здесь усматривается элемент Арт Деко, что довольно предсказуемо для начала 19 века. Арт Деко не стал отличительной особенностью стимпанка, так как характеризует совсем другую эпоху. Тогда возможно считать, что более ранние работы Рабиды более аутентичны описанному нами направлению.