Грезы о лабиринте

Грезы о лабиринте — часть I. —

31.01.2018

«Вы всю свою жизнь проводите в лабиринте, думая о том, как однажды вы выйдете, и как это будет потрясающе, и представляете, что будущее ждет вас, но вы не выходите из него. Вы просто используете будущее, чтобы избежать настоящего ».
Джон Грин , Ищете Аляску 

 

 Ухо.

Здравствуйте, дорогие друзья. Наверное вам на ум уже пришел Германн Керн с его “Лабиринтами мира” или Дэниел Киз, возможно даже «Лабринты» 1931 года под авторством Перльмана. Те, кто знаком с творчеством Макса Фрая могут вспомнить повесть «Лабиринт Мёнина». В культуре лабиринт занимает одну из главных идей поиска, идей обретения, забвения. А что для вас лабиринт? Может кто то из вас сталкивался с ним? Может вы и не подозреваете, что вы уже в нем, как главные герои из довольно спорного для меня сериала «Мир дикого запада». Может кто то ищет, как героиня в фильме Джими Хенсона «Лабиринт» 1986 года, который я посоветую добавить в любую коллекцию. Этот фильм в свою очередь претерпел новеллизацию от Э. С. Х. Смит. Также не могу упомянуть  «Лабиринт сновидений» от трех талантливейших режиссеров Ёсиаки Кавадзири, Ринтаро и Кацухиро Отомо подарившего нам Акиру. Список фильмов можно перечислять очень долго.

В целом финомен лабиринта напрямую связан с филосовско- исторической материей.

 

 

Обложка книги Германа Керна

Кадр из фильма «Лабиринт сновидений»

 

«До того, как я приехал сюда, я долго думал о том, что выход из лабиринта состоял в том, чтобы сделать вид, что его не существует, построить небольшой, самодостаточный мир в заднем углу бесконечного лабиринта и притвориться, что Я не погиб, а дома. Но это только привело к одинокой жизни, сопровождаемой только последними словами поиска Великого Возможно, для настоящих друзей и более чем маленькой жизни.
Джон Грин , Ищете Аляску 

 

Многие кинорежиссеры пытались передать идею лабиринта в своих произведениях: Орсон Уэллс  «Процесс» 1962 года и  «Гражданин Кейн» 1941 года, который, кстати,  является классикой мирового кинематографа. Также можно вспомнить талантливого Рауль Руиса с его «Городом пиратов» 1983 года или «Гипотиза украденной картины» 1978 года. Оба эти режиссера имели склонность к лабиринтным повествованиям. Терри Гиллиам в фильме «Бразилия» довольно мощно показал — бюрократический, физический и умственный лабиринты. Стэнли Кубрик, под влиянием Макса Офулса, прекрасно показал свой лабиринтный замысел в «Сиянии» с его доминирующей темой лабиринта из чувств. Путешествие к центру лабиринта в масонском обществе, обычно рассматриваются как имеющие особое масонское значение, например «С широко закрытыми глазами» — это фильм, полный масонских аллюзий, прямых и косвенных. Большой вклад в популяризацию лабиринтов в видео и компьютерных играх внесли такие фильмы как  «Искатели утраченного ковчега» Спилберга. «Третий человек» с его Венским канализациями, используемые как основной художественно-идейный элемент..

Кавер к фильму «Третий человек» 1949 года, Кэрола Рида.

 

«Путаный лабиринт
дымчатых звезд
запутывает мои надежды,
которые почти исчезли»
Федерико Гарсиа Лорка

 

Хочу отметить, что в основном сюрреалистические фильмы часто имеют тайные или явные лабиринтные качества, а также, на мой взгляд, прослеживается  связь с средневековой и готической мистикой. Например «Алиса в Стране» чудес была чрезвычайно ярким примером этого утверждения, в этом произведении магии и мистики хоть отбавляй. Также можно отметить «Селин и Жюли совсем заврались» Жака Риветт, Жюли, кстати, можно сравнить с Алисой Кэрролла. Ну а «Бандиты во времени»  еще один прекрасный пример магического приключения и поиска выхода из лабиринта. А так же вспоминается фильм «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене, с его изумительными актерами и художественными планами.

А бывает ещё и Любовный лабиринт. Из  тематики любовных лабиринтов на ум приходит польский фильм «Рукопись, найденная в Сарагосе», основанный на классическом романе польского аристократа Яна Потоцкого.  Прекрасный роман «Монахиня» Дени Дидро, после, по которому был снят фильм Жака Риветт «Монахиня», где как раз феномен любовного лабиринта раскрывается во всей своей красе.

Кавер к фильму «В прошлом году в Мариенбаде» 1961 года, Алена Рене

 

«Иногда притворяться — это лучший способ выбраться из лабиринта жизни».
Ама Х. Ванниараччи

 

Хочу также привести пример отличной реализации лабиринта в фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар». В сети нашел книгу «Интерстеллар. Наука за кадром» — Кипа Торна. Оказывется автор этой книги Кип Торн был главным консультантом у режиссера Нолана, его консультация заключалась в том чтобы наглядно объяснить с научной стороны эффект черной дыры, пятого измерения, гравитационных аномалий и многих других физико астрономических аспектов. После чего режиссер смог это все соединить со своим художественным замыслом. Довольно приятно, что под маской визуальных эффектов имеется хоть какая то научная база.

Лабиринт событий из фильма «Интерстеллар» Кристофера нолана

Если углубится в рассмотрение связи лабиринтов и тонкой материи то, в ментальном смысле лабиринты могут интерпретироваться множеством значений:  предопредение судьбы,  непознанные исходы поворотов и путей, загадки, темную «кафковскую» абсурдность, клаустрофобию и ловушку, пробное путешествие на пути к просветлению, даже порталы к альтернативным мирам и бесконечность …

Исходя из вышесказанного, предлагаю окунуться в  таинственный мир философских скитаний по лабиринту и послушать загадочный альбом группы Monomer под авторством Гэвида Алена, с названием «Лабиринт» — просто, но со вкусом.

Тема лабиринта в музыке тоже довольна обширная. На ум сразу приходится Labyrinth of mirrors группы Substan, довольно легкий IDM, формирующий атмосферу загадочности, Имеет довольно мощный объем, погружая в мир внутреннего аморфного скитания.

Для любителей Кельтского фолка есть замечательный альбом Labyrinth от группы Sava

 

Из метала есть довольно любопытный экземпляр Return To Heaven Denied вышедший в 2010 году.

 

«… Это заставляет меня плакать, я хочу поговорить о чем-то, о чем я не знаю, я хочу поговорить о внутренней стороне меня, я не хочу выходить из нее.
Я так счастлив в шелковистой влаге темнота лабиринта и нет нитки по которой я могу выбраться »
Элен Сикс , « Книга Прометеи » 

 

Три типа лабиринта по Умберто Эко

1. Греческий лабиринт «Этот вид не позволяет никому заблудиться: вы заходите, выходите в центр, а затем из центра вы достигаете выхода». Например, лабиринт Тесея, в центре которого находится Минотавр.

2. Лабиринт маньеристов; «Если попробуете разобрать его, то вы поймёте, что Лабиринт представляет из себя  своеобразное дерево, структуру с корнями, со многими тупиками. Существует только один выход, но вы можете ошибаться. Вам нужна нить Ариадны, чтобы не потеряться. Этот лабиринт является моделью постоянных проб и ошибок.

Мир как лабиринт — Маньеризм в европейском искусстве и литературе. Густав Рене Хоке 

3. Лабиринт Ризома. «Построен так, что каждый путь может быть связан с любым другим: у него нет центра, нет периферии, нет выхода, потому что он потенциально бесконечен. Пространство гипотезы — пространство Ризома. Здесь уместно вспомнить Хорхе с его Вавилонской библиотекой

 

«Это один из двух великих лабиринтов, в которые нарисованы человеческие умы: вопрос о свободной воле против предопределения».
Нил Стивенсон , Кискальвер 

 

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986), он был очарован идеей лабиринта и широко использовал его в своих коротких рассказах (таких как« Дом Астериона » и « Алефе »).  Борхеса использовал в своих ранних произведениях  два преобладающих символа, зеркало и поиск. Поиск подразумевал под собой лабиринт.

Его вселенная, которую другие называют Библиотекой, состоит из неопределенного и возможно бесконечного числа гексагональных галерей с огромными воздушными валами между ними, окруженными очень низкими перилами. Из любого шестиугольника можно увидеть бесконечно верхние и нижние этажи. Его библиотека неограниченна и циклична. Если бы путешественник попытался пересечь ее в любом направлении, то после столетий скитаний  он увидел бы, все теже залы и объекты, что  видел до этого. Эти объекты повторяются в одном и том же порядке вечно.

 

 

«Человек жаждет истины. Но что такое истина? Это конец дороги, где нет больше тайны, больше нет надежды. И больше нет смысла  задавать вопросов, так как все ответы были даны. Но такого места нет.
Вселенная — лабиринт из лабиринтов. Каждый ведет к другому. И везде, где мы не можем идти сами, мы прибегаем к математики. Из математики мы строим вагоны, чтобы нести нас в нечеловеческие сферы мира».
Станислав Лем , Фиаско 

 

Лабиринт также очень часто  рассматривается в современном изобразительном искусстве. В качестве примера можно привести: «плотина и океан» Пит Мондриана (1915 г.), «Лабиринт» Жоана Миро (1923), «Минотауромахию» Пабло Пикассо (1935), «Относительность» М.С. Эшера (1953), «Лабиринт» Фриденсрайха Хундертвассера (1957), «Логологический кабинет» Жана Дюбуффета (1970), «Коннемару»Ричарда Лонга скульптура (1971), «Земной лабиринт» Джо Тилсона (1975), «Лабиринт цепной связи» Ричарда Флейшнера (1978), «Инициативный анаморфизм» Иствана Ороша (2000), «Лабиринт» Дмитрия Ракова (2003) и лабиринтная проекция современного американского художника Мо Моралеса (2000). »

Относительность М.С. Эшера

 

«Я представил себе лабиринт лабиринтов, крутильный, поворотный, постоянно расширяющийся лабиринт, который содержал прошлое и будущее, и каким-то образом подразумевал звезды. Поглощенный этими иллюзорными фантазиями, я забыл, что я преследуемый человек; Я чувствовал на неопределенное время, абстрактое восприятие мира.  Вечер был близок, но бесконечен ».
Хорхе Луис Борхес , Фиккион