Французкая карикатура и мода

Французкая карикатура и мода

10.02.2018

«Каждый необразованный человек является карикатурой на себя»

Фридрих Шлегель — Немецкий философ, критик, писатель 1772-1829

 

Здравствуй, дорогой читатель. Сегодня хочу Вам рассказать об удивительной французской карикатуре. Вы наверное уже знаете, что во Франции карикатура является национальным достоянием, защищенным законом о свободе печати в 1881 году и строго отстаивается в судебной практике.

Впервые слово карикатура использовалось в предисловии к журналу Annibal Carrache в 1646 году, это название переводится дословно как «Заряд Карикатур».

Исторически сложилось так, что рост карикатуры во Франции напрямую зависел от социальных или политических кризисов, например таких как «Движение Реформаций», «Великая Французкая революция», «Июльская монархия», «Дело Дрейфуса».

Наконец к началу XX века с развитием прессы и изобретением литографии, привило к тому, что с 1901 по 1914 год было открыто огромное количество газет и журналов.

Ниже вы можете наблюдать карикатуру опубликованную в журнале «La Caricature» под авторством Honoré Daumier в январе 1832 года.

Но мы хотим заглянуть в мир карикатуры со стороны моды, так как эта часть менее всего подвержена политическим веяниям, она скорее зеркало нравов определенного исторического пласта. Истоки и условности модной карикатуры включают в себя переплетение литературных, театральных и художественных традиций.

В первую очередь авторы карикатур пытались высмеять модные тенденции и взаимоотношение классов. Такие атрибуты туалета как «Корсет», «Кринолин» или «Макарони» были основными художественными жертвами. Так же влияние на карикатуру производили особые движения и самого круга общества, они как никогда были изощрены для потенциального высмеивания так как, в кокой то мере были вызовом для того времени. Из таких движений можно вспомнить «Инкруаябли» и «Мервейёзов» появившихся в 1796 годах. Это наверное одно из самых ярких движений Франции в прямом и переносном смысле, основным представителем этого движения была роялистски настроенная «золотая молодежь» того времени, их вызывающий вид и манера общения были протестом против фракции и формализма, их яркие туалеты были неотъемлемым источником для вдохновения художников карикатуристов.

Чрезмерное использование монокля, в уместных и неуместных случаях, породило целый ряд карикатур, где мужчины рассматривают дам в свой монокль.

Ниже мы можем видеть «Денди» готовившегося к прогулке по Bond Street, это место очень ценилось у Лондонских модников так как эта улица была полна самых дорогих в Лондоне бутиков и магазинов. Персонаж изображенный на иллюстрации явно преподается снобом с рваными портками. У Лондонского Денди, снобизм являлся неотъемлемой частью модного туалета.

Ниже изображена довольно любопытная сцена, где показаны Денди гуляющие по улицам Лондона в разные месяцы года. На первой картинке показан Денди прибывший в Лондон в ноябре, и поэтому он гордой походкой идет по улице не боясь встретить на себе презрительных взглядов. А на второй части показан Денди прячущий лицо платком, он гуляет по улицам Лондона в августе, вне сезона, что означает, что он не получил приглашение остаться на лето в чьем-то загородном доме. Иллюстрация датируется 18 августом 1826 года.

Далее мы можем наблюдать гравюру 1777 года на которой изображен лакей туго шнурующий корсет своей мадам, при этом у мадам имеется «куафюр» — огромная прическа которая очень сильно повлияла на индустрию карикатур, так как без нее не обходилось почти не одно изображение женского образа.

Как правило, большинство обладательниц внушительных причесок того времени, имели при себе небольшие палочки, которыми они могли не только придержать свои прически при разных маневрах, но могли и почесать укусы множества паразитов, которые водились в этих удивительных элементах туалета. На изображении ниже как раз показана эта утрированная ситуация с чрезмерно большими прическами, когда на помощь приходят лакеи.

 

«Oh Heigh Oh», или «Вид поселений сзади». Иллюстрация опубликована Мэтью Дарли в 1776 году. На иллюстрации упоминается регион, который сейчас является Огайо в США, который был тогда частью «Новой Франции». В отличие от тринадцати колоний на восточном побережье, «Новая Франция» никогда не была эффективна и полностью колонизирована, а населенность оставалась незначительной. Поскольку основным интересом французов была коммерческая эксплуатация. (основой экономики была торговля пушниной), в итоге основные общины располагались в виде пограничных форпостов.

Ниже на иллюстрации изображена французская леди в Лондоне, и ее прическа, от 1771 года. Художник Адам Смит.

Одна из самых модных причесок восемнадцатого века,« la Belle Poule », ознаменовала победу французского корабля над английским кораблем в 1778 году. В« La Belle Poule »была изображена огромная куча свернутых и напудренных волос, растянутых над рамой, прикрепленной к верхней части женской головы. Затем в волосы поместили элегантную модель корабля Belle Poule, в полной своей оснастке. Это удивительное действие вы может наблюдать на изображении ниже.

 

Очень большой вклад в карикатуру моды внес Альбер Робида о котором можно почитать в нашей статье «Стимпанк и Альбер Робида«